Новая подборка статей
клиентам
кандидатам


Наш адрес:
г. Казань,
ул. Островского, д. 67
Телефоны:
(843) 233-03-11, 239-05-31
(843) 233-03-15, 248-44-46
E-mail:
clc@clc.su
Главная О компании Клиентам Кандидатам Вакансии Наши клиенты Контакты

Обучение в постиндустриальном мире: учиться жизни без отрыва от жизни

Мы живем на рубеже двух веков. Отживающий свое индустриальный век потихоньку отступает перед веком информационным. Но так просто он сдаваться не собирается. В нас сильны еще старые, укорененные годами привычки, наши организации действуют по старым, «проверенным», правилам, наши сотрудники «работают» за «зарплату», а наши руководители до сих пор считают, что достаточно «сильной руки», для того, чтобы фирма процветала и проблемы решались…

Тем не менее, времена медленно, но неуклонно меняются. И вместе с ними меняются правила. То, что было неизменным и проверенным десятилетиями: стандарты работы, принципы ведения бизнеса, управления людьми, — вдруг перестает работать. Старые привычки уже не дают требуемых результатов. И мы понимаем: для того, чтобы выжить в неуклонно надвигающемся веке, нам необходимо учиться. Учиться новым правилам игры, вырабатывать новые привычки, осваивать новые навыки. Одна из наиболее перспективных и быстрорастущих областей бизнеса в мире — это «обучение и развитие» для взрослых, — то, что у нас обычно называют «бизнес-обучением».

Однако и предприниматели, и их сотрудники, однажды попробовав «манящий плод» семинаров и «тренингов», обнаруживают, что и здесь не все так просто. Поход на однодневный/двухдневный семинар или «тренинг» вовсе не перебрасывает вас в светлое будущее, а скорее, ставит множество новых проблем. Насколько можно доверять полученной информации? Что из услышанного применимо к моей компании? Как конкретно использовать те советы, что я услышал на семинаре? И наконец, как же научиться действительно делать то, что наперебой советуют разномастные тренера-консультанты?

Слушателю невдомек, что текущие методы обучения, которые известны нам как «семинары» и «тренинги» — это тоже выходцы из прошлого века. Они организованы в соответствиями со стандартами, принятыми тогда, и естественно, буквально напичканы стереотипами прошлого, которые увы — уже не соответствуют текущей ситуации. Например:

  • Авторитет преподавателя, или «делай, как я» Раньше подразумевалось, что если человек добился успеха в какой-либо области, то он становится безусловным авторитетом, а копирование его действий — лучший путь к такому успеху. Ошибочность этого подхода очень остроумно сформулировали неизвестные авторы одного из законов Мерфи: «степень вклада ученого в науку в начале карьеры прямо пропорционально степени торможения им прогресса в ее конце». Тем не менее, этот подход хорошо себя чувствовал вплоть до сегодняшних дней, и успел наплодить целые полчища гуру от менеджмента, наперебой распевающих: «делай, как я».
  • Единственный правильный способ. Если гуру сказал, что делать нужно так-то и так-то, то попытка сделать иначе рассматривается как бунт против устоев. Это действует, когда устои не меняются. А что прикажете делать тогда, когда устоев просто нет, правила меняются чуть ли не ежесекундно, самыми богатыми людьми мира становятся люди, бросившие учебу ради бизнеса, а книжные полки магазинов набиты книгами о том, как успешные компании мира чихать хотели на ваши правильные методы работы?
  • Освоение прошлого опыта. Привычка искать все ответы в прошлом тянется еще от института первобытных старейшин. В мире, где изменения происходят медленно, и большинство ситуаций повторяются (т.е., являются типовыми), — очень важно накопить опыт и передать его преемникам, чтобы они знали, что делать в той или иной ситуации. В мире же, где изменения происходят быстро, а ситуации непредсказуемы, — это не поможет. Нужно научиться «держать руку на пульсе жизни», учиться и переучиваться на ходу и даже предугадывать будущее, если это потребуется.
  • Обучение стандартам. Если все было предсказуемо, существовали добившиеся успеха авторитеты, которые не поленились описать свой «единственно верный способ» достижения этого успеха, то зачем думать? Айда всех научим тому, как правильно — и все пойдет как по маслу. До сих пор магазины полны книг с заголовками типа «13 правил успеха», «21 секрет миллионера» и «16 способов похудеть, не отходя от плиты». До сих пор всевозможные консультанты рассказывают, как надо постараться, чтобы все было хорошо. И до сих пор сотрудники и руководители смотрят на них круглыми глазами, как начинающий спортсмен на тренера, вручающего ему 32-х килограммовую гирю.

Если верить менеджерам, их сотрудникам, а также многим тренерам и консультантам, выход только один. Надо постараться. Учиться больше (и чаще! запись на наши семинары по тел…), работать напряженнее (совершать трудовые подвиги во имя дела! кстати, нам нужны новые сотрудники…), читать быстрее (можем научить за отдельную плату) и т.д.
К счастью, это тоже голоса из прошлого. И им можно не верить.

Если мы будем поступать так, как поступали раньше, то мы и получим те результаты, что и всегда. А если мы хотим добиться иных результатов — необходимо начать действовать по-другому.
Для того, чтобы быть успешным в будущем (которое неумолимо становится настоящим), необходимо учиться во-первых, другим вещам, а во-вторых, другими способами. Давайте посмотрим на те требования, которые предъявляет новый век к знаниям и умениям, и мы сможем понять, каким должно быть обучение в ХХI веке.

Во-первых, отличительной чертой информационного века являются постоянные изменения. Значит, нам необходимо научиться жить в этих изменениях. А это значит, постоянно учиться и переучиваться. Учиться как в теории, так и на практике, как на своем опыте, так и на чужом. Обучение должно происходить постоянно. Оно не должно занимать много времени. И каждому для начала потребуется научиться учиться.
Во-вторых, информационный век славится обилием и доступностью информации. Информации много, но как найти то, что вам нужно, применить это так, чтобы получить результат и при этом не утонуть в данных? Необходимо научиться ориентироваться в море информации, отделять главное от второстепенного, сравнивать и анализировать. И главное — необходимо научиться брать и применять то, что нужно, для вашей конкретной ситуации в данный конкретный момент времени.
В-третьих, нельзя надеяться на «доктора извне». Тренер, консультант и советчик придет и уйдет, а организации придется работать дальше. Кроме того, ни один консультант до конца не вникнет в вашу специфику. Наиболее компетентный специалист в вашей области — теперь вы, а не ваш консультант. Вы не сможете «купить» ответы на ваши вопросы. Их ни у тренера, ни у консультанта просто нет. Вам необходимо научиться их искать. А консультант здесь — не гуру, знающий ответы, а помощник, помогающий их найти.
В-четвертых, единых стандартов и приемов достижения успеха уже не существует. И для вас есть только один способ достижения успеха. Ваш собственный. Уже бесполезно повторять за кем-то. Необходимо научиться искать свой путь, раскрывать свой потенциал, создавать свой уникальный стиль, который приведет вас к вашему успеху.
В-пятых, не нужно учиться больше. Нужно учиться умнее, легче, веселее — как угодно, но только не так, чтобы само слово «обучение» вызывало приступ зубной боли. Иначе вашему бизнесу просто не выжить.

Теперь вы готовы спросить: так что же это за обучение такое, что (1) происходит постоянно, (2) занимает немного времени, (3) удовлетворяет всем требованиям нового века, да еще и (4) вызывает энтузиазм у обучающихся? Есть ли такое вообще, или это очередной миф?

Это не миф. Именно так учатся наши дети, именно так мы с вами учились, когда были маленькими. Ползать, ходить, говорить… жить. Мы учились всем необходимым для жизни навыкам, не отходя от жизни. Потому, что было интересно, потому, что навык самообучения уже заложен в нас природой… И так мы учились до тех пор, пока стандартная школа индустриального века не взяла на себя монополию. И не сделала обучение серьезным, занудным, и отбивающим всякую охоту к обучению. Когда ошибка приравнивается к некомпетентности (где вы видели начинающего ходить ребенка, который бы ни разу не упал?) Когда обучение происходит в классе (в лучшем случае — в бизнес-классе). Когда преподаватель выполняет в основном карающие функции и жутко боится показать, что он что-то не знает…
В двадцать первом веке нам придется вспомнить, как мы учились, когда были совсем маленькими, и строить свое обучение по этому принципу. Учиться жизни без отрыва от жизни. Учиться достижению целей в процессе достижения целей. Учиться решать задачи, решая свои насущные задачи. Когда вы достигаете ваших собственных целей, вы учитесь, не замечая этого, прямо в процессе решения, вы учитесь постоянно, и вы учитесь лишь тому, что вам на самом деле нужно. И экзамены вы сдаете не преподу. А жизни. И любой незачет здесь — это еще один повод чему-то научиться.

Александр Сорокоумов, коуч.
www.e-xecutive.ru



Горячие вакансии



Должностные инструкции
Трудовой кодекс
Полезные статьи

Подписаться на рассылку
Скачать шаблон резюме Скачать бланк заказа